От DualShock для PS1 до DualSense для PS5. Эволюция геймпада PlayStation. - HelpPanda - Умный журнал о бытовой технике

От DualShock для PS1 до DualSense для PS5. Эволюция геймпада PlayStation.

PlayStation One – В первой версии контроллера отсутствовали аналоговые стики. Он вышел в 1994 году и был похож на геймпад Nintendo. Но оригинальные решения также имелись. 

Уже тогда появились фирменные кнопки «квадрат», «круг», «треугольник» и «крест». Идея Sony была в каком-то смысле гениальна – эти обозначения легко запоминаются. Они понятны любому жителю планеты, независимо от того, на каком языке он говорит. Также добавили вторую пару верхних кнопок (триггеров L2 и R2).

Кэн Кутараги, основатель Sony Computer Entertainment и «отец PlayStation», вспоминал:  «В процессе разработки контроллера мы моделировали все возможные ситуации. Представляли, каково будет играть лежа на полу или сидя. Развесовку настраивали буквально по граммам. В конце концов, нашли правильный баланс с точки зрения удобства. Денег было потрачено, наверное, как на разработку кузова нового автомобиля».

Обновленный геймпад появился три года спустя, в 1997-м. Помимо аналоговых стиков, добавили также два вибромоторчика. Они обеспечивали тактильную обратную связь, что в те времена было в новинку. Отсюда и появилось название — DualShock.

Однако, разработчики не спешили адаптировать свои проекты для стиков. Первой игрой, которая требовала наличия DualShock, стала Ape Escape. Она вышла лишь в 1999 году.

PlayStation 2 – Вторая «игровая станция» поступила в продажу в 2000 году. Вместе с ней был представлен и обновленный геймпад — DualShock 2. Внешне отличий практически не было. В глаза бросался лишь черный цвет, измененный сообразно дизайну самой приставки.

Основные нововведения произошли «под капотом». Стики стали заметно жестче и точнее распознавали отклонения от осей. Обычные кнопки сделали аналоговыми. Это значит, что они могли реагировать на силу давления и имели 255 степеней чувствительности. Это использовалось в некоторых играх для PlayStation 2. Например, в Ever Grace, где сила атак зависела от того, насколько сильно вы нажимали кнопку на контроллере.

DualShock 2 стал самым долгоиграющим геймпадом Sony. Его можно было подключать к PSOne, также он работал с PS3 в режиме совместимости.

PlayStation 3 – Пресытившись однообразным дизайном прошлых поколений, дизайнеры Sony стали экспериментировать. В 2005 году на выставке Е3 публике показали новый контроллер Boomerang. 

Он отличался эпатажным видом и привлекал внимание. Но с точки зрения эргономики это было не самое удачное решение. В итоге от необычного «рогалика» отказались — вернулись к истокам.

Вместе с PlayStation 3 в 2006 году поставлялся уже Sixaxis. Это был первый беспроводной геймпад от Sony. Он мог отслеживать свои перемещения с шестью степенями свободы (отсюда и название). По факту, эта фича использовалась на полную катушку лишь в единичных проектах вроде Motorstorm и Little Big Planet.

Главным недостатком стало отсутствие вибрации. Моторчики пришлось убрать из-за проблемы с патентом. Судебное разбирательство затянулось на год. 

Уже в 2007-м вышло обновление. Особенно не заморачиваясь, Sony назвали его DualShock 3. Тактильную обратную связь вернули, из-за этого контроллер потяжелел почти в полтора раза.

В DualShock 3 был установлен литий-ионный аккумулятор на 570 мАч. Он заряжался прямо от портов USB консоли. У конкурента Xbox 360 в качестве источника питания были обычные АА-батарейки, которые приходилось периодически менять.

PlayStation 4 – Отказавшись от радикальных экспериментов, Sony сосредоточилась на улучшении эргономики и игрового опыта. Дизайн нового DualShock 4 поменялся, но не радикально. 

Кнопки Select и Start заменили на Share (поделиться в соцсетях) и Options. Добавили новую сенсорную панель и встроенный динамик. В верхней части контроллера появился световой индикатор. Эти уникальные опции также не раскрылись полностью. Например, сенсорная панель обычно использовалась разработчиками в качестве клавиши для входа в меню — ее особенности никак не задействовались.

Помимо официального черного, добавилось много других цветов. Сейчас доступны для покупки 15 различных видов дизайна.

Емкость встроенного аккумулятора увеличилась почти вдвое — до 1000 мАч. Однако многие пользователи продолжали жаловаться на автономность. DualShock 4 быстро разряжается из-за того, что световой индикатор нельзя выключить. Он работает постоянно, отъедая значительную часть энергии. 

PlayStation 5 – Новый контроллер изменился внешне и получил двухцветный дизайн. Также его оснастили встроенным микрофоном. Больше не нужно подключать внешнюю гарнитуру при игре по сети — можно общаться прямо через геймпад. 

Но главное изменение, опять-таки, находится внутри. В DualSense полностью переделали функцию обратной связи. C помощью новых вибромоторов игрок может буквально ощущать каждую кочку на дороге. Или чувствовать натяжение тетивы при стрельбе из лука.

В обычном режиме триггер работает нормально, контактируя с кнопкой на синем ленточном кабеле. Но разработчик игры может запрограммировать, например, насколько сложно будет нажать на спусковой крючок. Тогда моторчик в нижней части вращает белую червячную шестерню. Она поднимает черный рычаг и оказывает сопротивление триггеру. Таким образом, добавляется еще один уровень обратной связи. 

В другой статье мы расскажем Эволюцию геймпада Xbox. Не пропустите!