Как выбрать лучший виниловый проигрыватель? Ответ тут! - HelpPanda - Умный журнал о бытовой технике

Как выбрать лучший виниловый проигрыватель? Ответ тут!

1. Привод

В данный момент различают два основных типа привода: ременной (пассиковый) и прямой.

Прямой привод (Direct Drive) подразумевает, что двигатель расположен под опорным диском (блин, на который ставится пластинка) и соединен с ним напрямую. Это очень надежная конструкция, которая имеет множество преимуществ, таких как: быстрый старт и остановка диска (не будет «мычания» во время разгона), высокая стабильность работы (не плавает скорость), отсутствие хрупких элементов. В минусы можно записать достаточно высокий уровень детонации, это значит, что соединенный напрямую с диском мотор во время работы может передавать часть вибраций на пластинку, что плохо скажется на качестве звучания, поэтому грамотно реализованный прямой привод будет относительно дорого стоить.

Ременной привод означает, что крутящий момент от мотора на опорный диск передается с помощью пассика, у такой конструкции тоже есть и плюсы, и минусы. Главный плюс заключается в том, что при невысокой стоимости можно добиться впечатляюще низкой детонации, потому как мотор не передает вибрации на диск. Важной особенностью ременной передачи является плавность работы, диск раскручивается и останавливается медленнее, считается, что к пластинкам он относится более нежно, а значит, дольше послужат. В минусы можно записать то, что пассик может изнашиваться и растягиваться, а значит, его надо регулярно менять. К тому же, стабильность скорости вращения — тоже не его сильная сторона.

Раньше встречался еще третий тип привода — роликовый. Но это дорого и сложно, а преимущества достаточно сомнительны, сейчас отыскать такую вертушку сложно. Бывают другие типы привода, но они уже относятся к извращениям слабо связанным с прослушиванием музыки.

2. Картридж

Существует два основных типа картриджа (головки): MM и MC. Они используют один и тот же принцип электромагнитной индукции, но имеют некоторые конструктивные отличия. Честно говоря, описание конструкции звукоснимателя достойно отдельной статьи, ведь он является, собственно, самой главной деталью в проигрывателе. Поэтому предлагаю рассмотреть лишь плюсы и минусы этих конструкций.

Картриджи MM (moving magnet) являются наиболее популярными, их начальная цена невысока, они более универсальны и всеядны к жанрам и качеству записанной музыки на пластинке, они прощают ошибки новичкам, потому что лучше переносят жесткую эксплуатацию, в большинстве головок можно заменить иглу (ее еще называют «вставкой»). Менять иглу можно по причине износа или поломки, а также для некоторых картриджей можно купить вставку с другим типом заточки (да-да, здесь тоже есть где развернуться инженерной мысли).

Картриджи MC (moving coil) являются первым признаком болезни под названием «аудиофилия». Шутка, хоть и с долей правды. Считается, что эти картриджи более детально передают звук, более чувствительны к качеству носителя и, как следствие, более капризные и хрупкие. Они стоят, как правило, дороже, чем MM-картриджи и им необходим фонокорректор другого типа. Не стоит сразу покупать такой картридж, он не прощает ошибок неопытным пользователям.

Есть еще несколько типов картриджей, таких как MIMC, MMC и т.д., но я вам гарантирую, что вы сами точно поймете, когда будете готовы о них услышать.

Сейчас до сих пор выпускаются проигрыватели с пьезоэлектрическими головками. Такие аппараты очень дешевы и популярны, но, поверьте, они не заслуживают никакого внимания, это очень старая и низкокачественная технология, применявшаяся, например в примитивных советских электрофонах типа «Юность 301».

Стоит заметить, что возможность выбора и замены картриджа должна быть в каждом уважающем себя проигрывателе, хотя есть приличные недорогие вертушки, в которых это не предполагается, например в младших моделях фирмы Pro-Ject. Это просто уже готовая максимально дешевая конфигурация, которая при этом хорошо звучит, поэтому вмешиваться в нее как бы уже не надо.

3. Тонарм

Два самых популярных вида — прямой и S-образный.

Прямой тонарм легче, проще, легко поддается настройке и апгрейду картриджа, но имеет так называемую погрешность угла слежения. Это значит, что по ходу проигрывания положение иглы относительно пластинки меняется неравномерно, что теоретически может давать небольшие искажения звука в крайних положениях тонарма, но на практике такое встретить сложно. Даже чудовищно дорогие вертушки имеют прямые тонармы, инженеров эта проблема, очевидно, не очень беспокоит. S-образный тонарм сконструирован таким образом, чтобы этой погрешности не было, однако он тяжелее, поэтому следует чуть внимательнее отнестись к выбору и настройке картриджа, если будете его менять.

Разумеется, речь идет о среднестатистических моделях. На самом деле встречаются и тяжелые прямые тонармы, и легкие S-образные, и какие только не встречаются.

Еще бывают, например, тангенциальные тонармы, но это очень сложные, редкие и дорогие устройства, описывать не буду, потому что всё равно не найдете в магазинах.

Признак хорошего проигрывателя — наличие антискейтинга. Есть такое понятие как «скейтинг» — это сила, которая в соответствии с определенными законами физики, тянет иглу проигрывателя в сторону оси вращения, из-за этого она может соприкасаться под неправильным углом с пластинкой и это будет негативно влиять на звук. Антискейтинг призван эту силу компенсировать. В целом, в самом начале вашего меломанского пути этой функцией можно пренебречь.

4. Автоматика

Делим на три основных вида: автоматы, полуавтоматы и ручные (почти как стиральные машины).

Автомат значит, что вы только нажимаете кнопку, дальше тонарм сам двигается к пластинке, опускает иглу, а в конце проигрывания возвращается на место.

Полуавтомат — это, как правило, только автоматический возврат тонарма, а его подача осуществляется вручную.

Ручное управление значит, что всё надо делать самому.

Лучшего варианта здесь нет. Наличие какой-либо автоматики усложняет конструкцию вертушки, следовательно, она либо будет стоить дороже, либо будет плохо работать. Готовы ли вы за это переплачивать или портить пластинки — решать вам. Ручное управление требует определенной аккуратности, здесь есть риск что-нибудь испортить самостоятельно.

Но и это еще не всё

Как вы понимаете, проигрыватель — это только верхушка айсберга. Для того, чтобы слушать музыку на пластинках, вам понадобятся еще несколько устройств, без которых от него не будет совершенно никакого толка. На самом деле цепочка будет выглядеть следующим образом: вертушка — фонокорректор — усилитель — колонки.

Как мы уже выяснили, винил — довольно специфичный музыкальный носитель. Одна из его особенностей заключается в том, что звук записывается с некоторым дефектом. Так надо. Не вникайте. Просто запомните этот факт. Так вот, фонокорректор нужен, чтобы его восстанавливать обратно. От качества фонокорректора тоже сильно зависит качество звука. Он может быть в форме самостоятельного устройства, может быть встроен в усилитель для колонок, а может быть встроен в вертушку. Встроенный фонокорректор — признак проигрывателя начального уровня, звучит он не очень, но на первое время годится. А чтобы вам не пришлось менять вертушку, когда дозреете до приличного фонокорректора или интегрального усилителя, позаботьтесь о том, чтобы его можно было отключить. Странно, но почему-то эта опция есть не у всех моделей.

Почему нам все равно хочется слушать пластинки, не смотря на все эти сложности?

Наверное, об этом стоит написать, поскольку на каком-то этапе ваш энтузиазм может разбиться о суровую действительность. Ходит такая шутка у меломанов: «Есть две вещи, которые действительно привлекают меня в виниле: дороговизна и неудобство». Правда в этом действительно есть: техника и пластинки стоят недешево, это по сути достаточно громоздкая и сложная система, а сам процесс коллекционирования и прослушивания требует определенного уровня вовлеченности и усвоения некоторых специфичных навыков. Но при достаточной любви к музыке это всё будет для вас не важно, поскольку откроет совершенно новую ее грань. Наверное, вы заметили, что в тексте нарочно не говорится о том, есть ли разница в звучании винила по сравнению с другими звуковыми носителями, и какая она. На самом деле сделано это лишь потому, что данный вопрос просто не ставится под сомнение. Более того, вы будете удивлены, когда действительно ее обнаружите.

Что еще вы заметите, когда начнете погружаться в мир виниловых пластинок? Во-первых, внезапно откроете, что сам диск, его оформление, обложка, всевозможные вкладки, постеры, наклейки и т.д. — это продолжение творческого замысла автора, что позволит открыть его с новой стороны, это будет некий новый уровень взаимодействия между исполнителем и слушателем. К тому же, винил приучает слушателя к более вдумчивому потреблению контента, тратить деньги вам захочется исключительно на ту музыку, которую вы действительно любите, а восторг от обладания любимой записью я здесь просто не смогу описать.

Нет ничего удивительного в том, что люди до сих пор слушают музыку, записанную десятилетия назад, она действительно была прекрасна. Однако, наверняка вы замечали, что при прослушивании в стриминге или в оцифрованном виде старые записи звучат довольно бедновато по сравнению с современными? Как правило это звучание не имеет ничего общего с тем, что вы услышите, когда включите какую-нибудь старую пластинку на хорошей аппаратуре, скорее всего вы поразитесь тому, насколько живо и мощно она станет звучать. И здесь лично для меня начинается еще один кайф: возможность услышать ту самую запись в том виде, в каком ее слышали люди тогда, и в каком она задумывалась создателями первоначально. Поверьте, это очень интересно.